Три жизни 
Автор – Елена Федосеева
(Нажмите на название, чтобы прочитать весь текст)
– Зачем вы это делаете? Зачем ремонтировать церковь в деревне, в которой никто не живет?
Этот вопрос я слышала бессчетное количество раз. И не могла на него ответить. Только каждый раз подъезжала к Унежме с замиранием сердца: стои́т ли еще Никольская церковь, или я увижу развалины? Это очень страшно – разрушенная церковь. В одном из северных путешествий, в селе Ратонаволок, я видела это. В такое место не хочется больше приезжать. 
Но участников «Общего Дела» вопрос «Зачем?» не смущает. Будет церковь – и люди потянутся, – считают они.
Унежма – древнее село, основанное еще в XVI веке (если не ранее). Принято считать, что сёла по берегам Белого моря основаны новгородцами, однако в Унежме бытует поговорка «Унежомский наволок – Москвы уголок», поэтому я склонна думать, что первыми здесь поселились «московиты» – выходцы из Москвы.
Первое известное упоминание об Унежме встречается в документе 1555 года, когда недельщик Ивана Грозного (судебный пристав) Пятой Дмитриев Лизунов трижды «ездил водою на поруки давати до Нюхчи и до Унежмы 1200 верст».
Второе упоминание – спустя 27 лет, в 1583 году. В Унежме жили тогда: «во дворе Васко Конанов да сын ево Ивашко, во дворе Юрка Конанов да сын ево Филя, во дворе Нефедейко Конанов да сын ево Нечайко, во дворе Онисимко Конанов да его Первушка, во дворе Аристко Офонасов, во дворе Ермолка Иванов, во дворе Митка Дураков, во дворе Ондрюшка Лавров, во дворе Лучка Лавров, во дворе Курица Денисов, во дворе Гришка Собака, во дворе Карец прихожей». К тому времени в деревне уже стояла церковь (она не сохранилась). Известны и имена церковнослужителей: священник Максим Никифоров и пономарь Дмитрок Григоров.
Жители занимались рыболовством и солеварением: «В Унежмы на Медвежье ручью топитца две варницы Васки Конанова да Нефетка Конанова, да на усть Унежмы-реке топитца две варницы Юшка Конанова да Онисимка Конанова. ‹…› Да две варницы запустели в Чалицы [на реке Челице] Селянинка Федорова да Ефимка Терентьева, а те люди повымерли, а иные от гладу и от неметцких людей войны розошлися безвесна» (из писцовой книги 1583 года).
Пройдет всего 7 лет, и деревня полностью опустеет – «от гладу и от немецких людей войны» (как называли в Поморье всех враждебных иноземцев) погибнут или «разойдутся безвестно» ВСЕ ее жители.
Но это был не конец. Второе рождение даровал Унежме Соловецкий монастырь. В 1590-м году он «просил во владение пустую волость Нюхчу да Унежму, лежавшия близ моря, прибавляя, что в той волости церковь стоит без пения четвертый год и жильцов в той волости нет, а в царскую казну не идет ничего, а соляныя варницы стоят пусты» (из «Истории первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря» 1899 г.)
По призыву монастыря, восстанавливать разрушенное хозяйство сюда пришли новые люди, с фамилиями Куколевы, Варзугины, Тюрдеевы, Евтюковы, Ульяновы, Базановы, Епифановы. Именно они составили второе население Унежмы. Именно с ними она достигла расцвета и процветания, преумножила варницы, освоила тресковые промыслы на Мурмане, прославилась судостроением, построила нынешнюю (вторую по счету) Никольскую церковь и часовню на Великой вараке, разрослась вдоль нового почтового тракта, став уже не деревней, а селом. К началу ХХ века здесь было 99 дворов с населением в 600 человек. К концу 1920-х, после короткого, но яркого времени НЭПа, когда с небывалым размахом развернулось строительство домов и судов, число дворов выросло до 120.
Период расцвета закончился в 1930-м году с созданием колхоза «Великое Дело». Раскулачивание, высылка в спецпоселения, голод, невыполнимые планы по заготовкам, оплата тяжелого рыбацкого труда палочками-трудоднями… Люди начали уезжать, «как вода полилась». Уезжали ночью, тайком, «лошадь к столбу привяжут, а сами пошли». Их «ворачивали», они убегали снова. Уезжали в основном в Мурманск, в траловый флот – унежомы не представляли жизнь без моря. Только за три года, с 1930 по 1934-й, из Унежмы уехала ПОЛОВИНА ее населения. Из 120 дворов осталось 44 колхозных и 9 единоличных. И всё!
После Великой Отечественной войны население совсем сократилось, колхоз распался, закрылись сельсовет и школа. Людей переселяли в Кушереку и Малошуйку. Но были те, кто не захотел уезжать. Осталась в Унежме и Ольга Григорьевна Куколева с мужем Вениамином Петровичем Евтюковым. В последние годы они заменяли там власть, следили за порядком, привечали приезжих и туристов. «Комендантом Унежмы» называли Вениамина Петровича, а Ольгу Григорьевну – «Хозяйкой». Именно она не дала разрушить Никольскую церковь, грудью встала на защиту заброшенной святыни, заслонив от пришедших с пилами мужиков: что, мол, дрова зря пропадают…
Последние три года своей жизни Ольга Григорьевна жила в деревне совсем одна. Ее звали к себе родные, предлагала жилье в Малошуйке местная администрация –отказывалась. «Она не хотела ехать, потому что боялась, что без нее Унежму разграбят», – говорила подруга из Кушереки. Маленькая 92-х летняя женщина охраняла Унежму до последнего своего часа. Светлая ей память!
В 2006-м году, со смертью Ольги Григорьевны, Унежма опустела – второй раз. Ее вторая жизнь закончилась. Будет ли третья? Кто знает… Существует легенда, что место на наволоке Бранница, где расположена Унежма, указано самим Николаем Чудотворцем (именно туда перемещалась икона из часовни на реке). Я верю, что такое место не может долго пустовать. Восстановление Никольской церкви дает нам надежду…
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website